При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным.
Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребёнку предлагает взрослый. Когда ребенок научается запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком самостоятельного выбора средств для запоминания.
Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребёнок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явно выраженный непосредственный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Её развитие у детей дошкольного возраста от непроизвольной к произвольной и от непосредственной к опосредственной будет проходить активно лишь тогда, когда сам ребёнок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемого материала. Дошкольник осознаёт и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребёнок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.
Шестилетние дети даже в обычных условиях могут самостоятельно образовывать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при произведении по памяти ребёнок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы. Анализ приёмов, которыми пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе. Для опосредственного запоминания требуется не столько сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определённым образом его структурировать, т.е. не только память, но и развитое мышление.
Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.
Обучение запоминанию с использованием мнемических средств
Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить.
Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить себе следующим образом:
1. Переход от конкретных мнемических средств (запоминая одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.).
2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.
3. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.
4. Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.
Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания. Если приступить к обучению ребёнка пользованию мнемическими приёмами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к пяти-шести годам, а раньше. При правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года раньше обычного. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки на основе выделения определённых существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических задач.
Формирование умения классифицировать материал должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки и классификации можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.
Известны положительные примеры, когда психологи и педагоги занимались целенаправленным обучением дошкольников приемами классификации и группировки в целях запоминания (Житникова Л. М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985).
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации к учебной деятельности, к тем умственным задачам, которые поставит жизнь перед каждым ребенком.
Цицерон говорил: «Память ослабеет, если ее не упражняешь».
Для того, чтобы работа по развитию памяти была успешной, мы предлагаем поиграть с ребенком в такие игры и задания:
Игра в слова.
Вариант 1:
ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, дивам, кресло, медведь.
Повтори!
ЗАДАНИЕ 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели...»)
ЗАДАНИЕ 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
Вариант 2:
Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.
Вариант 3:
Трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.
Задания те же:
- воспроизведи все слова;
- раздели на группы по одному общему признаку;
- запомни и воспроизведи.
Проанализируем игру в слова. Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6—7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка. В тех случаях, если ребенок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребенка памяти опосредованной (культурной).
Игры со стихами.
Заучивание стихов требует активной работы ума. Традиционно считается, что для того, чтобы выучить стихотворение, необходима, в первую очередь, память. Разумеется, если ребенок быстро выучил стихотворение, то это показатель силы его памяти. Однако стихи — это такой редкий материал, который учит ребенка чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение автора, сопереживать. Наверное, трудно определить, что важнее, поэтому в дальнейшем предлагается определенная работа со стихотворным материалом.
Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!
БОБЕР
Посмотри-ка на бобра: Без пилы, без топора Валит он в лесу осину — Строит в заводи плотину1 Зубы крепкие бобра Поострее топора.
Н. Костарев
ЗАДАНИЕ 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает?
ЗАДАНИЕ 2. Можешь ли ты нарисовать то, о чем говорится в стихотворении? Нарисуй!
примечание. Ребенку при рисовании, скорее всего, потребуется ваша помощь. Можно и нужно обсуждать любые вопросы, связанные с темой. Постарайтесь при этом не повторять стихотворение слишком часто. Когда рисунок будет закончен, спросите ребенка:
- Расскажи, что ты нарисовал?
- Расскажи, что бобер делает?
- Зачем бобер строит плотину?
- Почему ты нарисовал бобра и его плотину так, а не иначе?
(Необходимо обсудить с ребенком все нюансы его рисунка: цвет, формы, размеры, контуры т. д.).
После вопросов-ответов начинайте учить стихотворение. Это окажется достаточно простым делом, так как ребенок уже прочувствовал информацию. Обратите внимание на то, сколько раз вам пришлось повторять стихотворение. Если потребовалось менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка.
БЕЛКА
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки,
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
З.Александрова
Стихотворение необходимо повторять до тех пор, пока ребенок не сможет рассказывать его без подсказки.