Error get alias
Error get alias
Что такое память у ребёнка и как она устроена. Непроизвольная память
Часть 4
время прочтения — 5 минут
Что же далее? — эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

Память ребенка в раннем возрасте не идет ни в какое сравнение с памятью подростка и, особенно, с памятью взрослого человека. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание.

Память в раннем детском возрасте является одной из центральных основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Анализ показал, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью. Мышление ребенка раннего возраста (до 3-х лет) - это совсем не то, что мышление ребенка более зрелого возраста. Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти. Это утверждение иллюстрирует пример: когда ребенок отвечает, что такое улитка, то он говорит, что это маленькое, скользкое, ее давят ногой; или если ребенка просят написать о том, что такое койка, то он говорит, что она с «мягким сиденьем». Определение понятий у ребенка основано на воспоминании. В таких описаниях ребенок дает сжатый очерк воспоминаний, которые воспроизводят предмет.

Следовательно, предметом размышления при обозначении этого понятия для ребенка является не столько логическая структура самих понятий, сколько воспоминание, и конкретный характер детского мышления, который заключается в том, что детское мышление прежде всего опирается на память...

К возрасту 2-х лет проявляться образная память. Она связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Образы могут быть разными: ребенок запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У большинства людей ведущей является именно зрительная память. У 80% детей младшего возраста встречается особый вид зрительной памяти, как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют «фотографическая память», который носит название эйдетической памяти.

Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его. Даже по прошествии долгого времени, вспоминая что-нибудь воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память − возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность.

Такой вид памяти не так уж и редок, и имеется у многих детей, но часто исчезает у взрослых: из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например, у художников, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются. Присутствие такого вида памяти в раннем детском возрасте способствует успешным занятиям с маленькими детьми по методике Глена Домана. Большое количество новой информации, которую родители показывают ребенку, не только ему интересно, но и полезно. У ребенка интенсивно задействовано непроизвольное, природное запоминание, что развивает его мозг в целом. А в дальнейшем эти знания являются основой для успешного формирования и произвольного запоминания. Родители бросают семена на благодатную почву, из которых в последствии вырастут прекрасные цветы.

«Память оказывается чрезвычайно сильной в раннем возрасте и по мере развития ребенка память становится слабее и слабее». Но, вместе с тем, взрослый превосходит ребенка в памяти к систематизированным знаниям, а ребенок в три года легче усваивает иностранные языки.
Достаточно вспомнить, какого труда стоит изучение иностранного языка для кого-нибудь из нас и с какой легкостью ребенок усваивает тот или иной иностранный язык. В Америке и Германии сделаны опыты педагогического характера в отношении перенесения изучения языков из средней школы в дошкольное учреждение. Лейпцигские результаты показали, что два года обучения в дошкольном возрасте дают результаты значительно больше, чем семилетнее обучение этому же языку в средней школе.

Эффективность овладения иностранным языком оказывается повышающейся по мере того, как изучение сдвигается к раннему возрасту. Мы хорошо владеем только тем языком, которым владели в раннем детстве. Стоит вдуматься в это, чтобы увидеть, что ребенок в раннем возрасте в отношении владения языками имеет преимущества по сравнению с ребенком более зрелого возраста. В частности, практика воспитания с привитием ребенку нескольких иностранных языков в раннем детстве показала, что овладение двумя-тремя языками не замедляет овладения каждым из них в отдельности. Исследования проф. Иоргена, которые охватили 16 детей показали, что три языка усваиваются с одинаковой легкостью, без взаимотормозящего влияния одного на другой.

Возможно, в раннем детстве мы все - вундеркинды. Ведь каждый ребенок осваивает родной язык, хотя его специально этому не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребенок просто «знает», где проходят границы между словами в произнесенной фразе. Взрослому, напротив, приходится специально учить новый язык. Просто жить среди его носителей, как правило, оказывается недостаточно.

У ребенка в 3−4 года появляется словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Она имеется, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.

Далее, в возрасте 4 и 5 лет совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит появление особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми.
Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение − единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.