Error get alias
Error get alias
Что такое память у ребёнка и как она устроена. Ранняя память
Часть 3
время прочтения — 5 минут
Нужно заниматься развитием памяти уже у грудного ребенка (прекрасно, если Вы успели заняться его развитием до рождения)!

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Это самый ранний вид памяти – моторная или двигательная память. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни. Это появление эмоциональной или аффективной памяти. Иначе память на этих двух этапах называют сенсомоторной.

Сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Постепенно расширяется круг узнаваемых ребенком объектов. В 3-4 месяца ребенок узнает предметы, связанные с кормлением, в 5 месяцев отличает людей по голосам, в 6 месяцев выделяет любимую игрушку. В 8-9 месяцев малыш узнает знакомого человека после 2- 3 недель разлуки.

Узнавание предметов в младенческом возрасте обычно происходит по одному, часто несущественному признаку. Поэтому не надо пугаться, если незначительное изменение внешнего вида объекта приводит к тому, что ребенок не узнает его (например, не узнает маму в новом платье).

Кроме самого факта узнавания интересно бывает увидеть, что ребенок вспоминает не только сам предмет, но и переживания, с ним связанные. Например, начинает плакать при виде предметов для купания, если эта процедура в прошлом вызвала у него отрицательные переживания, или радуется виду одежды, в которой он с удовольствием гулял. Малыш уже не только помнит сам предмет, но и то, нравится он ему или нет. Так рождается система собственных предпочтений.

Во втором полугодии интерес ребенка постепенно перемещается с окружающих его людей (он уже научился понимать их, умеет отличать близкого взрослого от постороннего человека) на окружающий его предметный мир. Первыми признаками такого изменения является стремление ребенка перевести эмоциональные контакты со взрослым в область предметного взаимодействия. Ребенок уже не просто ласкается к матери, а, сидя у нее на руках, исследует вещи, которые на ней надеты, тянется к часам на стене, книгам на полке и т. п. Родителям стоит обеспечить ребенка разнообразными игрушками, учитывая, что он становится великим испытателем. Единственная для него возможность познать мир лежит во взаимодействии с этим миром.

Чем чаще ребенок будет иметь возможность действовать с предметами, чем разнообразнее эти предметы и способы действия с ними, которым ребенка научит взрослый, тем лучше будет развиты его мышление, память и интеллект!

Дорогие родители, вы должны не только дать ребенку возможность потрогать, поиграть с предметом, но и продемонстрировать способ действия с ним. Он должен помочь ребенку открыть типично человеческие способы использования предметов, показать, что из чашки пьют (и как это делают), а носок надевают на ногу. Поэтому общение со взрослым не потеряло своего важного значения для ребенка, изменилось лишь его содержание. Ребенок не просто стремится исследовать окружающие его предметы, он обращается к взрослому за помощью, приглашает его к совместной игре. И хотя некоторые дети с удовольствием и подолгу манипулируют предметами в одиночестве, не замечая вопросов взрослых, не призывая их к совместной деятельности и не обращаясь за помощью, не стоит этим пользоваться. Это в определенном смысле удобнее для взрослого, такой ребенок доставляет меньше хлопот, чем стремящийся к сотрудничеству. Но в этом случае возможна задержка умственного и речевого развития, да и предметные действия ребенка оказываются бедными и однообразными.

Осваивая окружающий мир, устанавливая существующие в нем связи, ребенок совершенствует и свою память. С момента рождения на него действуют разнообразные раздражители: освещение, температура воздуха или воды для купания, голоса взрослых, лица, предметы обихода. Эти первые впечатления, фиксируясь в памяти новорожденного, создают его личный опыт.

Осваивая окружающий мир, устанавливая существующие в нем связи, ребенок совершенствует и свою память. С момента рождения на него действуют разнообразные раздражители: освещение, температура воздуха или воды для купания, голоса взрослых, лица, предметы обихода. Эти первые впечатления, фиксируясь в памяти новорожденного, создают его личный опыт.