По сравнению с компьютером, нейроны мозга «быстрее и эффективнее решают наиболее сложные решения, а также другие плохо формализуемые и плохо структурируемые задачи». Что касается памяти, то «в то время как наибольший объем памяти в существующих компьютерах около 10 триллионов байт (число с 13 нулями), человеческий мозг вмещает такое количество байт, которое можно выразить числом с 8432 нулями», утверждают ученые. Наш мозг является той материальной основой, на которой базируются и память и интеллект. В связи с этим немаловажным для будущих и состоявшихся родителей является тот факт, что его бурное развитие происходит еще задолго до того, как малыш появится на свет.
Скорость образования новых нервных клеток у плода поражает – 250 000 в минуту, у новорожденного скорость снижается до 100 000 в минуту и с каждым днем, часом и минутой эта скорость неуклонно снижается и к 7 годам процесс формирования мозга, как органа завершается. После рождения ребенка происходят крупнейшие изменения структуры и объема мозга, формируются около 90% синапсов (связей между нервными клетками), имеющихся у взрослого человека. С момента рождения до достижения зрелости объем мозга человека возрастает в 4,3 раза.
Зарождение и развитие высших психических функций (мышление, память, интеллект) ребенка происходит во внутриутробном периоде. Целый ряд впечатляющих исследований доказывает, что пренатальная стимуляция (музыкой, похлопываниями, толчками, речью, звуками, эмоциями, мыслями) вызывает значительное усиление свойств интеллекта, которые сохраняются годами. Под воздействием внешних факторов структуры мозга могут изменять свое строение и функции в лучшую сторону. К сожалению, по мере взросления ребенка такие перестройки осуществляются значительно труднее. «У детей пренатально стимулируемой группы в возрасте 3-х лет IQ возрастает на 38%, память – на 47%, социальный интеллект – на 51%, рассудочная деятельность – на 82%».
Ребенку после рождения, по В.П. Эфроимсону, требуется «оптимизирующее воздействие внешней среды с тремя обстоятельствами: раннее развитие, творческая свобода, признание». И особая роль в созревании и формировании мозга в дородовом и послеродовом периодах отводится музыке.
В результате проведенных экспериментов был выявлен не эмоциональный, а нейрологический характер музыки Моцарта. Есть предположение, что Моцарт начал сочинять свою музыку в раннем детском возрасте и поэтому она могла быть по своим ритмическим свойствам ближе к тем процессам, что происходят при возникновении нейронных сетей в детском мозгу. У детей с их только формирующимися нейронными сетями слушание Моцарта будет вызывать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности.
Ученные Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, подтвердили связь между классической музыкой и развитием интеллекта: «Классика уменьшает активность мозга в низкочастотных диапазонах и увеличивает в высокочастотных диапазонах. Этот эффект распространяется по всей коре и лучше наблюдается при слабой и средней громкости звучания. Ученые сравнивают этот эффект классической музыки с изменениями, которые происходят в мозгу при прослушивании текстов, решении в уме арифметических задач или пространственной ориентировке. Иными словами, при умственной деятельности. Получается, что классическая музыка активизирует интеллект».
Значение средовых условий для развития будущего ума количественно оценил Б. Блум. По его данным, оптимизация условий интеллектуального развития в возрасте 0-4 лет повышает будущий IQ на 10 единиц, оптимизация в возрасте 4-8 лет - на 6 единиц, в 8-12 лет - на 4 единицы.
Соответственно, пренебрежение умственным развитием ребенка, особенно в возрасте 0-4 лет, резко ухудшает будущий ум.
Значение ранних воздействий на развивающийся ум показал Р. Бергиус, который на основе тестовых методов IQ определил, что 20 % будущего интеллекта приобретается к концу 1-го года, 50 % — к 4-м годам, 80 % — к 8 годам, 92 % до 13 лет. Очевидно, что уже в этом возрасте может быть достигнута высокая предсказуемость «потолка» будущих достижений. Биографии великих людей содержат множество прямых и косвенных указаний на решающую роль избирательно воспринятых детско-подростковых впечатлений. Кроме этого, было установлено, что к восьми годам ребенок может активизировать до 90 % свойственных ему возможностей и задатков, а к десяти годам он способен раскрыть и свое дарование.