Error get alias
Error get alias
Что такое память у ребёнка и как она устроена.
Часть 1
время прочтения — 5 минут
С древних времен и по сей день, ученые бьются над решением вопроса о том, как устроена наша память, от чего зависит ее развитие, каким законам и закономерностям подчиняется ее деятельность. На сегодня уже многое известно, но еще многое предстоит узнать. Но для заботливых и внимательных родителей уже есть данные, которые помогут реализовать тот потенциал, данный каждому ребенку с самого рождения, а точнее еще раньше – в период его жизни внутри мамы. Цель этой статьи помочь разобраться в том, что такое память, как она устроена, в закономерностях ее развития у детей и тех условиях, которые необходимы для успешной реализации природных способностей.

Как правило, все будущие и состоявшиеся родители иногда мечтают… Среди прочих возникают и такие мечты: «Наш сыночек будет очень умненьким», «Как было бы хорошо, чтобы наша дочечка была внимательная и любознательная», «У меня не очень хорошая память, и мне бы очень хотелось, чтобы тебе повезло больше».

В таких размышлениях идет речь о хорошо развитых «высших психических функциях». Что это такое? Высшие психические функции – это функции, отражающие интегративную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др. Они напрямую зависят от деятельности головного мозга, развиваются под воздействием социальных условий и имеют возрастные этапы.

Обычно люди выделяют из большого списка высших психических функций память. Мы высоко ценим ПАМЯТЬ! Почему? Вот одно из множества определений Памяти: память - это основа личности. Строго научное определение: память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.

"Человек, лишённый памяти, по сути, перестаёт быть человеком" (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти, безграничной по своим возможностям. Приведём несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир, А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Академик А.Ф.Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов, академик А.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз.

Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что, в принципе, человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им.

Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления знаний и "интеллектуальных умений".
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". С.Л.Рубинштейн как-то сказал: "Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом".

Память существует у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности.

Но память имеет закономерности развития не только в филогенезе (от простейших к человеку), но и в онтогенезе – поэтапное развитие с самого рождения у каждого отдельно взятого человека. В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Самыми первыми по времени возникновения являются двигательная (моторная) и аффективная виды памяти (6 мес.). Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, а логическая память начинает формироваться у ребенка с 3-4-летнего возраста. Их полное развитие достигается лишь к подростковому и юношескому возрасту.

Как не хотелось бы некоторым в это не верить, но память и мышление зависят, в том числе, от развития головного мозга, как органа. Как можно построить дом без фундамента? Также и с памятью и мышлением – их фундамент – это мозг!

Мозг — это орган огромных функциональных возможностей по переработке информации. Для полноценного его функционирования необходимо наличие достаточного количества связей между различными его отделами, что зависит от природных и социальных факторов.

«Если человек в состоянии воспринимать больше информации, — из него вырастает вундеркинд, оригинал, а меньше информации — он глупенький и т. д. Жизнь человека зависит от объема информации, которую он в состоянии впитать в себя. Подсчитано, что для существования среднему человеку требуется примерно 1035 бит информации».

продолжение следует...